Дизельное топливо – это смесь жидких углеводородов, получаемая из керосино-газойлевых фракций по технологиям прямой перегонки или крекинга нефти. Это незаменимый источник энергии для транспортных средств, промышленного и энергетического оборудования. Дизтопливо обеспечивает бесперебойную работу техники, играющей важную роль в формировании экономики и инфраструктуры.
Как появилось дизельное топливо
Своему появлению дизтопливо обязано немецкой практичности. В конце 19-го века во время активного освоения нефти бензин получали способом простой перегонки нефтяного сырья. При этом тяжелые фракции, составляющие около 30% сырья, шли в отходы. Немецкий инженер Рудольф Дизель решил использовать их для своего двигателя. Но показатели ДВС на сырой нефти значительно уступали характеристикам уже широко используемых бензиновых моторов.
Изобретатель модернизировал двигатель, но одновременно ему пришлось усовершенствовать топливо для него. Для этого из тяжелых нефтяных фракций были выделены те, которые лучше всего сгорали под давлением. Так и получилось дизельное топливо. Сегодня оно имеет широчайшее применение в разных отраслях – от генерации электричества до автомобильных гонок.
Основные технические характеристики дизельного топлива
При выборе дизтоплива учитывают его ключевые свойства, определяющие качество продукта.
Цетановое число
Характеризует качество воспламеняемости топлива. Оптимальные величины – 48-51. Они обеспечивают:
- легкий запуск ДВС, особенно в холодных условиях;
- высокую степень сгорания дизтоплива, особенно в низкотемпературных условиях, экономичность;
- невысокий уровень шума;
- экологически чистые выхлопные газы.
Минимальное цетановое число – 45. Использование дизтоплива с меньшим показателем снижает мощность ДВС и приводит к его преждевременному износу.
Кинематическая вязкость
Это свойство характеризует способность нефтепродукта проходить через фильтры и другие элементы топливной системы. Оптимальная величина вязкости обеспечивает:
- равномерное распыление ГСМ в форсунках;
- стабильное функционирование ТНВД;
- длительный срок службы фильтров.
Слишком высокая вязкость дизтоплива нарушает нормальную работу двигателя внутреннего сгорания.
Температура вспышки
Этот параметр характеризует уровень пожарной опасности топлива, который необходимо учитывать при работе с ГСМ в высокотемпературных условиях.
Виды дизельного топлива и их назначение
В соответствии с физическими характеристиками дизтопливо разделяют на виды, адаптированные для применения в определенных климатических условиях.
Летнее
Летнее дизтопливо получают смешиванием прямогонных, гидроочищенных и вторичного происхождения углеводородных фракций, имеющих температуру выкипания +180…+360 ℃. Предназначено для заправки ТС и ДВС оборудования при температурах окружающей среды до 0 ℃.
Основные технические характеристики летнего дизельного топлива:
- плотность: до 860 кг/м3;
- температура вспышки: +62 ℃;
- температура застывания: -5 ℃ и ниже.
Зимнее
Зимнее топливо может быть получено смешиванием различных углеводородных фракций, имеющих температуру выкипания +180…+340 ℃. Второй способ его производства – введение специальной депрессорной присадки в летнее дизтопливо. Эта присадка снижает температуру застывания нефтепродукта, но не влияет на температуру предельной фильтруемости. Зимний ГСМ подходит для заправки ТС и оборудования при температуре не ниже -30 ℃.
Характеристики зимнего дизтоплива:
- плотность: до 840 кг/м3;
- температура вспышки: +40 ℃;
- температура застывания: -35 ℃ и ниже.
Арктическое
Арктическое дизтопливо – это утяжеленный керосин. Но чистый керосин обладает низким цетановым числом и недостаточными смазочными свойствами, негативно влияющими на работу топливного насоса. Дизтопливо должно иметь смазочные характеристики, достаточные для уменьшения трения в компонентах системы питания. Для получения нужного результата в арктический ГСМ добавляют минеральные моторные масла и вещества, повышающие цетановое число.
Этот вид ГСМ может использоваться в суровом северном климате. Арктическое дизтопливо сохраняет рабочие характеристики даже при температуре -50 ℃.
Характеристики арктического топлива:
- плотность: до 830 кг/м3;
- температура вспышки: +35 ℃;
- температура застывания: -55 ℃ и ниже.
Примеси в дизельном топливе
На качество дизтоплива влияют такие примеси, как сера и парафин.
Сера
Высокое содержание серы способствует образованию серосодержащих кислот, которые ускоряют коррозионное разрушение металлических деталей, а также ухудшают экологичность выхлопных газов.
Слишком низкое количество серы ухудшает смазочные характеристики дизтоплива и приводит к преждевременному износу ТНВД. Лучшее техническое решение – введение присадок, повышающих смазочные свойства ГСМ.
Парафины
При низких температурах парафины способствуют образованию кристаллов, которые засоряют фильтры и каналы подачи, ухудшают работу ДВС. Избавиться от этих проблем можно введением специальных присадок в зимнее и арктическое топливо.
Сводная таблица технических характеристик различных видов дизельного топлива
Характеристика |
Летнее |
Зимнее |
Арктическое |
Цетановое число |
45 |
45 |
45 |
Температура застывания, ℃ |
0…-10 |
-35 |
-55 |
Плотность, кг/м3 |
860 |
840 |
830 |
Вязкость, мм2/с |
4-6,1 |
1,8-5,0 |
1,5-4,0 |
Содержание серы, % |
0,2 |
0,2 |
0,4 |
Зольность, %, не выше |
Не выше 0,1 |
Не выше 0,1 |
Не выше 0,1 |
Области применения дизельного топлива
Дизтопливо активно используют в транспортной сфере, на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях, в энергетике.
Транспортная сфера
В этой области дизельное топливо активно применяют для грузовых автомобилей, автобусов, спецтехники, реже – для легковых транспортных средств. Дизельный двигатель позволяет транспортировать тяжелые грузы в сложных дорожных условиях.
Промышленное оборудование
Дизельное топливо обеспечивает стабильное функционирование в разных климатических условиях:
- строительной и горнодобывающей техники: кранов, бульдозеров, экскаваторов, дробилок, буровых подъемников;
- сельскохозяйственных машин: тракторов, комбайнов и другой техники, применяемой при осуществлении полевых работ, оборудования, обслуживающего животноводческие комплексы.
Энергетическая индустрия
В энергетике широко используются электрогенераторы и отопительные котлы высокой мощности, работающие на дизельном топливе. Такое энергетическое оборудование наиболее актуально в автономных отопительных системах в регионах с холодным климатом.
Дизель-генераторы используются на объектах, для которых бесперебойное электроснабжение – критически важное условие. Это крупные промышленные предприятия с технологическими процессами непрерывного цикла, медицинские учреждения, объекты военного назначения.
Вопросы-ответы
Как на заправке узнать цетановое чистло ДТ?
Цетановое число – важнейшая характеристика дизтоплива, но его никогда не указывают на АЗС. В ГОСТе 305-2013 указано минимальное цетановое число – 45, в европейских стандартах – 48. Если вам необходимо знать конкретную величину цетанового числа, попросите на АЗС паспорт дизельного топлива. Отказать вам не имеют права.
Как узнать, что дизтопливо скоро замерзнет?
При низких температурах, на которые конкретный вид дизтоплива не рассчитан, топливо мутнеет. Это означает, что оно загустевает и для дальнейшего использования непригодно.
Что будет, если в топливный бак для бензинового мотора залить дизтопливо?
Залить дизтопливо в горловину бака авто с бензиновым мотором сложно, поскольку она имеет меньшее сечение, чем горловина бака с дизельным ДВС. Но если дизтопливо попадет в бензин, оно сразу осядет на дно бака и направится в топливную систему. Двигатель начнет работать неровно, а затем заглохнет. Такая ошибка закончится расходами на эвакуатор, чисткой топливной системы и полной заменой топлива в баке.