Один из главных факторов, который необходимо контролировать при хранении топлива, – уровень нефтепродукта в резервуаре. В нормативной документации постоянно вводятся новые требования по усилению контроля за степенью заполнения топливной емкости, что позволяет эффективно предотвращать утечки и разлив продукта.
Измерение заполнения резервуаров топливом – используем метрошток
Традиционно для определения уровня топлива используют метроштоки – цельные или составные жесткие линейки. Они подходят для эксплуатации как в горизонтальных, так и в вертикальных топливных емкостях.
В нормативной документации указано, что эти метрологические устройства необходимо проверять раз в три месяца, поскольку линейка изнашивается при соприкосновении с дном. Износ в полмиллиметра становится причиной серьезных ошибок в измерениях, погрешности могут составлять несколько десятков литров.
Для проведения измерительных работ открывают направляющий трубопровод и опускают в него метрошток. Точность измерений повышают с помощью отверстий диаметром 8-10 мм. Их сверлят на расстоянии 20 мм друг от друга. Замерную трубу, иначе называемую зондовой, обтягивают латунной сеткой.
Замеры топлива в горизонтальных стальных резервуарах с помощью рулетки
Рулетки с лотом, предназначенные для определения уровня нефтепродуктов, являются эффективной альтернативой метроштокам. Устройство адаптировано к применению в условиях прямого контакта с легковоспламеняющимися жидкостями.
Конструкция рулеток для нефтепродуктов аналогична конструкции обычных строительных измерителей, представляющих собой катушку с лентой, на которую наносится размерная шкала. На конце рулетки закрепляют лот – груз массой 1-2 кг, который обеспечивает вертикальное расположение ленты и ее мягкое вхождение в жидкость и, следовательно, точность измерений. Длина рулеток может составлять 10, 20, 50 м. Некоторые модели дополнительно имеют колпачок, который облегчает выемку ленты из горловины.
Для какой цели предназначены индикаторные пасты
Точность замеров уровня топлива в резервуарах обеспечивают бензо- и водочувствительные пасты. Они представляют собой густые вещества, которые наносятся на измерительные устройства.
- Бензочувствительные пасты при соприкосновении с нефтепродуктом – бензином, дизтопливом, авиационным керосином – окрашиваются в красный цвет. Для осуществления реакции с бензином время выдержки составляет 10-20 секунд, с дизельным топливом – 30-50 секунд. На воздухе окрашенный участок проявляется примерно через 50 секунд после извлечения измерителя из топлива. Такие вещества подходят для измерений в закрытых сосудах.
- Водочувствительные пасты предназначены для определения наличия и количества подтоварной воды в резервуарах. При соприкосновении с водой такие вещества приобретают малиновый цвет, а на контакт с нефтепродуктом не реагируют.
Автоматическое измерение уровня топлива в резервуарах
Уровнемеры – устройства, встраиваемые в общую схему контроля уровня в топливных резервуарах и обеспечивающие автоматизацию этого процесса. Датчики уровнемеров предоставляют информацию об уровне топлива, его температуре, наличии и количестве подтоварной воды. Сигналы от датчиков поступают в операторную на шкафы контроля.
Важные устройства – датчики предельного уровня, которые при заполнении резервуара на 90% или 95% или другой заданный уровень формируют сигнал, поступающий оператору.
Строгим экологическим нормам соответствуют двустенные резервуары, в межстеночное пространство которых закачивается газ или антифриз и устанавливается манометр. При нарушении герметичности стенок формируется сигнал о возникновении протечки, которую необходимо немедленно устранить.